Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребёнка

13.02.2019

В современных условиях модернизации системы образования, среди основных принципов, на которых должно строиться российское образование в XXI веке, важное место занимает принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

 Особое значение решения проблем детей дошкольного возраста приобретает индивидуализация обучения, под которой понимается научно обоснованная система психолого-педагогических мер, осуществляемых с учетом потенциальных возможностей каждого дошкольника. Индивидуализация как принцип педагогической деятельности позволяет эффективно выявить позитивные стороны ребёнка, на которые можно опираться в ходе педагогической работы.

Для  того чтобы индивидуализация была результативной, необходимо выделить, изучить и охарактеризовать особенности развития каждого ребенка, что позволит использовать те или иные формы, методы и средства индивидуализированного влияния на ребенка окружающих взрослых — родителей и педагогов.

Поэтому с целью организации данного направления одна из годовых наших ежегодных задач «Создание оптимальных условий в детском саду каждому ребёнку для воспитания и развития его индивидуальности».

Что значит подойти к ребенку индивидуально? Это значит понять самого ребенка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен ли он или, наоборот. Таких вопросов много. Ребенок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. «Почувствовать ребенка»  то важное качество, благодаря которому педагог становиться профессионалом. Это опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребенке видит личность.

Реализация поставленной годовой задачи строится по следующим направлениям:

  1. Адаптация ребёнка к условиям ДОУ.
  2. Сотрудничество детского сада и семьи.
  3. Организация игровой деятельности ребёнка.
  4. Создание развивающей образовательной среды.
  5. Организация самостоятельной деятельности ребёнка.

В настоящее время помимо высшего образования от дошкольных педагогов потребуется знание закономерностей развития детей дошкольного возраста, особенностей образовательной работы с ними, и специфики дошкольного образования в целом. Кроме того, воспитателям необходимо организовывать деятельность детей, планировать и корректировать образовательные задачи исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. 

В качестве первого условия решения данной задачи выступает включение в дошкольный образовательный процесс диагностической составляющей, которая позволяет педагогам и родителям четко определять индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Вся информация о ребенке, включая информацию, полученную от родителей,  анамнез ребенка, рекомендации врачей, а также наблюдения педагогов вносятся в «Карту индивидуального развития ребенка-дошкольника». В карте отражены показатели, выявленные на основе диагностики и  характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению (физическое, социальное, познавательное, эстетическое развитие). Именно социальные отношения могут прояснить своеобразие индивидуальных качеств ребенка. Это помогает воспитателям и медицинскому персоналу ДОУ выбрать правильную, эффективную в отношении конкретного ребенка тактику в организации воспитательных, развивающих и укрепляющих здоровье мероприятий, а также мероприятий, помогающих его адаптации к условиям ДОУ.

Кроме этого, мы обращаем большое внимание на родителей воспитанников. Выстраивая стратегию взаимодействия с семьей, всегда учитываем данные так называемого «социального» анамнеза ребенка: возраст родителей, профессию, состав семьи и многое другое. Анализ данных индивидуального развития ребенка позволяет оценить физическое развитие, дать характеристику к устойчивости к острым инфекционным заболеваниям (часто-болеющие или нет). В результате составляется лист «Здоровья ребенка». Это позволяет  педагогу  планировать работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцируя степень нагрузок, служит основанием для рекомендаций родителям по составлению «гибких» режимов дня в соответствии со здоровьем детей; назначению закаливающих процедур; участию  каждого ребенка в разных видах физической активности.

Система работы с семьей включает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • целенаправленную пропаганду общегигиенических требований, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы.

Широко используются различные формы работы:

  • информация в родительских уголках, в папках-передвижках, на сайте ДОУ;
  • устные журналы и дискуссии с участием специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • дни открытых дверей  для родителей;
  • совместные физкультурные досуги и праздники.

Данный алгоритм работы не только позволяет на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в МАДОУ.Хочу такой сайт

У детей дошкольного возраста игра - ведущий тип деятельности. 
В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. В детском саду педагоги создают условия для развития общения между детьми, привлекают малообщительных, объединяют играющие группы общим сюжетом. Дети учатся договариваться во время игры, делиться игрушками, соблюдать очередность проявлять уважение к партнёру, тактично улаживать конфликты. В группе педагоги стараются гибко использовать игровое оборудование, привлекают внимание к предметам заместителям, предоставляют самостоятельность при проявлении творчества в игре.

Так, решается ещё одно направление индивидуализации через умение ребёнка самостоятельно и в коллективе играть в разнообразные игры и переносить знания, умения и навыки в различные жизненные ситуации.

Развивающее пространство в детском саду организовано на основе принципа индивидуальной комфортности и заключается в обеспечении, в развитии его положительного самоощущения, эмоционального благополучия воспитанника. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке предрасположен для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого воспитанника, создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, чем нравиться. Так, в нашем детском саду, во всех группах педагогами созданы Центры уединения, где ребенок может уединиться со своими мыслями, с любимой книгой, альбомом с фотографиями. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса. В нашем детском саду организация самостоятельной деятельности для развития индивидуальности предусматривает:

  • организацию педагогами предметно-развивающей среды: учитываются возрастные особенности детей, удобное и соответствующее место для деятельности; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий, игр, различных материалов;
  • размещение центров развития, созданные с целью предоставления каждому ребёнку возможности сосредоточиться на своей деятельности и стимулировать детей к организации самостоятельной деятельности;

закрепление в режиме дня времени для самостоятельной деятельности детей, в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время.

Индивидуальный подход к ребенку в условиях детского сада способствует гармоничному развитию детей совместно с родителями, повышает мастерство педагогов.

Таким образом, самостоятельные действия формируют у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) какие-то действия, организовать сюжет игры, воспитывают в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую самодеятельность. А эти качества необходимы всем детям.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.02.2021

Дата обновления: 03.02.2021

Дата публикации: 13.02.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».