Образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Образовательная
программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 81 города Екатеринбурга (далее – Программа) разработана в
соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. №
1028) (далее - ФОП ДО).
Срок
реализации – 5 лет.
Программа
отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических
и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная
часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
- воспитание и развитие ребенка
дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности
на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного
на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям),
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема.
В части,
формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%), представлены
выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на
развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных
практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных
направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции
нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.
Программа
представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
- рабочая программа воспитания,
- режим и распорядок дня для всех
возрастных групп ДОУ,
- календарный план воспитательной работы.
В соответствии с
требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и
организационный разделы.
В целевом
разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее
формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем,
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный
раздел Программы включает описание:
- задач и содержания образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой
и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания;
- вариативных форм, способов, методов и
средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов;
- особенностей образовательной
деятельности разных видов и культурных практик;
- способов поддержки детской инициативы;
- особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся;
- образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный
раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и
направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание:
- психолого-педагогических и кадровых
условий реализации Программы;
- организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС);
- материально-техническое обеспечение
Программы;
- обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания;
- примерный перечень художественной
литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства
для использования в образовательной работе, а также примерный перечень
рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе
представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный
план воспитательной работы.
Представлена
краткая презентация программы. В приложении представлены учебный план образовательной
деятельности и календарный учебный график.